Отчет об итогах Международной научной конференции «Знание и вера» (Вторые Хайкинские чтения)

20-21 ноября 2009 года в Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им. Г.Р. Державина проходила Международная научная конференция «Знание и вера», посвященная памяти известного тамбовского ученого, профессора Александра Лазаревича Хайкина (1913-1977), сыгравшего видную роль в развитии этических исследований в нашей стране. Организатором конференции выступили кафедра философии (д.филос.н. Медведев Н.В.) и Тамбовское региональное отделение Российского философского общества (отв. секретарь – к.филос.н. Саяпин В.О).

В своём вступительном слове проректор по работе с научно-педагогическими кадрами ТГУ им. Г.Р. Державина проф. В.Н. Окатов отметил, что научная конференция является значительным культурным событием в жизни нашего города, тем самым демонстрирует заинтересованность интеллектуальной общественности в совместном сотрудничестве по разработке научно-исследовательских проектов, направленных на обобщение достижений современной философии познания, религиоведения, философии культуры и этики.

В докладе « Проблема достоверности эпистемологии Л.Витгенштейна» д.филос.н. проф. Н.В. Медведев выделил те особенности, которые свойственны эпистемологической позиции Л. Витгенштейна на природу знания, веры и достоверности. Достоверность есть человеческая точка зрения относительно истинности содержания отдельных высказываний. Существенно, что Витгенштейн выделил и описал ту область, которая порождает первичные жизненные смыслы – это социальная практика людей, их поведение и реакции. У него данная область является предпосылкой и основанием объективной (интерсубъективной) достоверности. Под «объективной достоверностью», по Витгенштейну, следует подразумевать невозможность представить причину для сомнения, что означает вместе с тем логическую невозможность ошибки. Достоверность рассматривается Витгенштейном применительно к частным случаям, к эмпирическим предложениям повседневной жизни, например: «Меня зовут Л.В.», «Я живу в Америке», «Я никогда не был в Китае», «Стул находится в комнате у правой стены» и т. п., он не выносит их за пределы социального, повседневного контекста. Витгенштейн считает, что абсолютная убежденность человека в каком-либо факте предполагает коллективное знание и веру. Наша твердая уверенность носит концептуальный, логический характер; она связана с тем, что суждение о несомненном для нас событии передается из поколения в поколение и принимается нами на веру. Высказывания, которые мы считаем истинными, образуют систему. Достоверная истинность предложений, считает Витгенштейн, непосредственно связана с описываемыми в них конкретными ситуациями. При этом фундаментальный характер таких высказываний не поддается вербальному обоснованию. Они выступают в качестве бесспорных предпосылок, на которых строится мировоззрение человека, и которые служат основанием всякой «языковой игры». Витгенштейн относит к объективно достоверным три вида высказываний: логические; математические и эмпирические, если последние составляют основу нашей «картины мира» и функционируют как правила языковой игры. Витгенштейн прояснил природу философского сомнения и доказал, что оно не является подлинным сомнением, поскольку в отношении него невозможно обнаружить обычную связь сомнения и поведения человека.

Проф. Н.М.Аверин (Тамбовский государственный университет им. ГР.Державина) в своём докладе « Нравственность как феномен мироздания и творчества человека» обратил особое внимание на то, что источники нравственности надо искать не только в различных формах челове¬ческой жизни деятельности, но, видимо, и за ее пределами, и даже, за границами собственно человеческого бытия. Исходя из подобной возможности, правомерно выдвинуть, по крайней мере, в порядке гипотезы идею космического происхождения нравственности. В рамках данной гипотезы нравст¬венность можно определить как особый вид энергии, заложенной в первоосновах жизни. Признавая данное воззрение, следует подчеркнуть актуальность нравственного фактора для судеб современной цивилизации. Сегодня есть все основания отнести нравственность к числу природно - онтологических условий существования человечества наряду с состоянием биосферы, энергоресур¬сами, климатическими процессами. Возможно, духовно - нравственная деградация страшнее экологических и техногенных катастроф, ибо это путь одичания человечества, его самоистребления. В социуме, где утрачены возвышенные духовные ориентиры, даже изобилие природных и материальных благ будет обращено во зло человечеству, для его развращения. С другой стороны, выделяя природно - космическую составляющую в сущности морали, мы получаем возможность, по крайней мере, на теоретическом уровне поставить заслон попыткам заменить нравственность компьютерно - технологическим целерациональным программиро¬ванием, связанными с модными проектами «конца человека» и его «возрождения» на основе новейших биологических и машинных технологий.

Доцент А.А.Шаронова (Тамбовский государственный университет им. ГР.Державина) в докладе «Философия радикального конструктивизма: знание как образ действия» рассмотрела новое концептуальное направление в эпистемологии у истоков которого стоял известный американский философ и когнитивный психолог австрийского происхождения Эрнст фон Глазерсфельд. К данному эпистемологическому дискурсу принадлежат кибернетическая эпистемология замкнутости Грегори Бейтсона и Хайнца фон Фёрстера, коммуникационный конструктивизм Пола Ватцлавика, концепция автопоэзиса Умберто Р. Матураны и Франсиско Х.Варелы. Точкой отсчета окончательного теоретического оформления парадигмы радикального конструктивизма принято считать 1981 год, когда был опубликован сборник на немецком языке «Изобретенная действительность» под редакцией П.Ватцлавика (американского психолога австрийского происхождения). Здесь в тексте, под названием «Введение в радикальный конструктивизм» Эрнст фон Глазерсфельд определяет суть концептуального сдвига в современной эпистемологии. Основные положения радикального конструктивизма заключаются в следующем: знание не обретается пассивным образом» оно активно конструируется познающим субъектом, функция же познания служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности. Эту новую дискурсивную парадигму Э.фон Глазарсфельд называет современным скептицизмом. Познающий субъект не отражает данности внешней среды, но лишь строит версии ее описания. Конструируется не сама жизнь, а конструируется ее понимание, которое уже в свою очередь оказывает влияние на нашу жизнь. Ключевой идеей теории является отождествление процесса познания с процессом жизни, т.е. функциональной неотделимости действия и познания. Истина согласно этому пониманию - это то, что служит выживанию человеческого организма и делает его пригодным и жизнеспособным. Концептуальный прорыв заключается в том, что картезианское представление о разуме как о «мыслящей вещи» отвергается. Разум более не вещь, но процесс - процесс познания, отождествляемый с процессом жизнедеятельности. Представителями конструктивистского дискурса, характеризуют эту ситуацию как эпистемологическую одиссею: плавание между Сциллой чудовищем репрезентационизма и Харибдой водоворотом солипсизма.

Первый день конференции завершился свободной дискуссией, в ходе которой рассматривались вопросы, связанные с поиском условий гармоничного сочетания рационального знания и веры, необходимостью переориентации на новые когнитивные практики, освоением многообразных видов и форм познания, обнаружением экзистенциально-антропологических и социокультурных детерминант познания.

Участники конференции размышляли о причинах кризиса научной рациональности и веры в современной культуре, говорили о конструктивной роли веры, доверия в познании, подчеркивали значение веры и знания в формировании личности, акцентуировали роль морали и нравственного воспитания в осуществлении коренных социальных преобразований.

Во второй день конференции представили свои доклады аспирант В.М. Карелин (г.Москва) «Магия как научная парадигма в телемитской мистике», аспирант С.Н. Костяев (г.Тамбов) «Вера и знание в Европейской научно-философской парадигме и наследии А.Ф.Лосева», аспирант А.С. Чернов (г.Тамбов) «Разум и вера в религиозно-философских исканиях Духовных христиан молокан», к.филос. н. Т.С.Пронина (Тамбовский государственный университет им. ГР.Державина) «Воспитание толерантности в обществе», студент Тамбовского государственного университета им. ГР.Державина Д.С. Ваньков «К вопросу о современной философии реальности». Эти выступления вызвали долгое и оживленное выступление.

В конференции приняли участие около 60 исследователей, представителей образовательных учреждений из различных регионов России и стран ближнего зарубежья.

Содержание докладов и выступлений участников Международной научной конференции отражено в подготовленном сборнике научных статей.

      Разработано студией web-дизайна "Скрипт"